Обучение аудированию как виду
речевой
деятельности в рамках
подготовки учащихся
к сдаче ЕГЭ по английскому
языку
Дешина
Н.А.,
учитель иностранного
языка
МОУ СОШ № 4 г. Алексеевка
Единый государственный экзамен представляет собой
экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных
материалов, выполнение которых позволяет установить уровень освоения
участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего (полного)
общего образования. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по иностранным
языкам носят интегративный характер, что даёт возможность проконтролировать
уровень сформированности большого спектра языковых навыков и речевых умений выпускников.
В целом, сравнивая
ЕГЭ с традиционным выпускным экзаменом
по иностранным языкам, надо отметить, что его большим преимуществом является
то, что в рамках ЕГЭ подвергаются контролю умения всех четырех видов речевой
деятельности: аудирования, чтения, письма, говорения. Наряду с коммуникативными
умениями проверяются также общеучебные и специальные учебные умения,
универсальные способы деятельности, например, умение расширять устную и
письменную информацию в соответствии с заданным объемом, пользоваться определенной стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи, выполнять
коммуникативную задачу в установленное время, прогнозировать содержание текста
по ключевым словам, заголовку и т.д.
Задачей экзаменационной
работы в разделе «Аудирование» является проверка уровня сформированности
умений в трех видах аудирования: 1) понимание основного содержания (базовый
уровень владения иностранным языком); 2) понимание запрашиваемой информации
(повышенный уровень); 3) полное и точное понимание содержания текста (высокий
уровень).
Согласно системе
оценивания заданий раздела «Аудирование» (так же, как и «Чтение», «Грамматика и
лексика») за верное выполнение каждого задания
с выбором ответа и с кратким ответом ученик получает 1 балл. За неверный ответ
или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Понимание
основного содержания текста
проверяется в процессе выполнения задания на установление соответствия между высказываниями
говорящего и утверждениями. Звучат
высказывания шести человек, утверждения же либо перефразируют, либо обобщают
сказанное. Одно из утверждений является лишним. Все говорящие высказываются на
одну и ту же общую тему, поэтому слушать запись необходимо внимательно, чтобы
понять, что говорит каждый из них. Не следует ожидать полного совпадения слов и выражений в
аудиозаписи и в приведенных утверждениях. Верное утверждение передаёт сказанное
говорящим в других словах и выражениях. Также не стоит стараться понять каждое
слово или фразу, произнесенную говорящим. Цель учащихся - установить точку
зрения говорящего.
Порядок
выполнения заданий такого типа при подготовке к ЕГЭ предъявляется учащимся неоднократно
и отрабатывается в процессе аудирования текстов подобного рода:
До того, как вы прослушаете запись в первый раз,
прочитайте инструкцию, в которой говорится о теме разговора, и затем
внимательно просмотрите утверждения. Это даст вам адекватное представление о
том, на что именно необходимо будет обратить внимание при прослушивании.
Прослушав запись один раз, отметьте ответы, в
которых вы уверены, а остальные пока что пропустите. Важно, чтобы в первый раз вы
внимательно прослушали каждого из говорящих. Не тратьте много времени на
обдумывание того, что сказал один из говорящих, иначе вы не услышите остальных.
Во время паузы после первого прослушивания подумайте
над вопросами, которые вы пропустили, во время второго прослушивания ответьте
на оставшиеся вопросы.
После второго прослушивания вам, возможно, придется
изменить предложенные вами ранее ответы. Воспользуйтесь временем, данным в
конце задания, для того, чтобы убедиться, что вы уверены во всех ответах.
По окончании выполнения задания по аудированию не
забудьте перенести ответы в специальный бланк ответов.
Понимание
запрашиваемой информации проверяется в ходе выполнения
учащимися задания типа «Верно / неверно
/ в тексте не сказано». Учащиеся должны определить, соответствуют ли
приведенные утверждения содержанию высказывания или нет, или на основании
услышанного нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа. Задание содержит
семь утверждений, которые расположены в порядке, соответствующем содержанию
аудиозаписи. Верен ответ (1) (верно), если сказанное говорящим полностью
соответствует утверждению. Говорящий не будет использовать в своей речи те же
слова и выражения, но его слова будут иметь то же значение, что и утверждение. Верен
ответ (2) (неверно), если высказывание говорящего однозначно опровергает
утверждение. Говорящий может сказать, что верно противоположное утверждению,
или сказать что-то совершенно отличное от утверждения. Верен ответ (3) (в
тексте не сказано), если говорящий высказывается на ту же тему, но из его слов
невозможно понять, верно утверждение или неверно. Утверждение может быть как
верным, так и неверным - из содержания записи нам это неизвестно.
Задания
с выбором ответа позволяют проконтролировать полное и
точное понимание содержания текста. В
задании семь вопросов, которые расположены в порядке, соответствующему
содержанию аудиозаписи. Учащимся необходимо внимательно прислушаться к деталям,
содержащимся в высказываниях говорящих и решить, какой из трех вариантов ответа
соответствует той информации, которую они дают, или высказанному ими мнению.
В ходе
подготовки к ЕГЭ необходимо приучать учащихся перед началом выполнения любого
задания внимательно читать инструкцию и извлекать из неё всю полезную
информацию. Кроме того, рекомендуется обращать их внимание на то, что
внимательное чтение формулировки заданий позволяет быстро ориентироваться в
теме аудиотекста. Аудирование с пониманием основного содержания не предполагает
полного понимания всего текста, поэтому следует вырабатывать у учащихся умение
понимать в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного
содержания, и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание
содержания. При этом учащиеся должны помнить, что в аудиотексте основная мысль,
как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в
тестовом вопросе.
Очень важна выработка
умения выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать
соответствующие синонимы. Необходимо приучать школьников давать ответы во время
звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и
вторым прослушиваниями аудиотекстов. Если от учащихся требуется извлечь
запрашиваемую информацию, следует научить их концентрировать внимание только на
этой информации, отсеивая информацию второстепенную.
Необходимо обращать
внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание
прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в
тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу. Рекомендуется
также уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в
бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр.
Целесообразно проведение тренировочных занятий по переносу ответов в бланк ответа
с последующим анализом ошибок.
И, наконец, работая над формированием умений учащихся в аудировании
при подготовке к ЕГЭ, необходимо использовать те типы текстов, которые встречаются
в контрольных измерительных материалах: 1) для аудирования с пониманием
основного содержания - микротексты, короткие монологические высказывания,
имеющие общую тематику; 2) для аудирования с извлечением необходимой информации
- объявления, рекламы, бытовые диалоги, короткие интервью; 3) для аудирования с
полным пониманием - интервью, беседы, обращения, выступления, имеющие
научно-популярную тематику.
Литература
1.
Единый государственный экзамен: английский язык: контрол.измерит.материалы:2008
/ Авт.-сост.: Е.Ф.Прохорова, Т.М. Тимофеева, З.З.Верховская и др. – М.: Просвещение;
Спб.: изд-ва «Просвещение», 2008. 2. Единый государственный экзамен 2008.
Английский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ.
– М.: Интеллект-Центр, 2007.
3.
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании иностранных языков в
образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования». Письмо подготовлено членами федеральной предметной
комиссии по иностранным языкам д.фил.н. М.В. Вербицкой и к.фил.н. К. С. Махмурян на основе аналитического
отчета «Результаты единого государственного экзамена 2008 года», размещенного
на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
4.
Оксфордские тесты по английскому языку для подготовки ек
Единому государственному экзамену. Мark Harrison. Consultant:
Victor N. Simkin.
5.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый
курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – М.:
Просвещение, 2002.
6.
Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка
учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. – М.:
ГЛОССА-ПРЕСС, 2004.
7.
State Exam Maximizer.
Английский язык. Подготовка к экзаменам. Е.Н. Соловова, И.Е. Солокова.
|