MY ENGLISH

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Субъектный опыт учителя как педагогическая категория
[ Скачать с сервера (74.5 Kb) ] 17.06.2013, 19:26

Субъектный опыт учителя как педагогическая категория

 

Субъектный опыт учителя является важнейшим основанием при переходе от стандартно-традиционного подхода к образованию как накоплению знаний, формированию умений, передаче социального опыта от одного поколения к другому к иному его пониманию, связанному со становлением личностного начала в субъекте и личностной его самореализацией. В этой связи формирование субъектного опыта учителя в профессиональной деятельности становится всеобщей и социально значимой необходимостью.

Понятие «субъектный опыт учителя» с необходимостью требует рассмотрения таких категорий, как «опыт» и «субъект».

Категория опыта уже несколько столетий исследуется философами и учеными, она прочно  вошла как в структуру общественного сознания, так и в систему научного знания. Однако сложность самого явления, обозначаемого этим понятием, определяет отсутствие единого подхода к его пониманию.

В философском словаре опыт трактуется как чувственно-эмпирическое отражение мира, основа и источник всякого знания, взаимодействие субъекта с внешним миром и результат этого взаимодействия. В самом общем виде опыт означает процесс, индивидуально-личностную форму и результат присвоения (освоения) человеком чего-либо. Признаются следующие свойства опыта человека: он является итогом работы рефлексирующего сознания; обладает свойствами системы, включая взаимосвязанные элементы; сущность его состоит в постоянном изменении, развитии. Поэтому опыт человека рассматривается как система, процесс и результат.

В настоящее время выделяют различные виды опыта, которые классифицируются по следующим основаниям: 1) по масштабу носителя (индивидуальный, общественный, социокультурный) опыт; 2) по свойствам носителя (субъектный, личностный, индивидуальный); 3) по особенностям содержания (опыт деятельности, опыт отношений, опыт чувств и т.д.); 4) по источнику и ведущей реализации (образовательный, профессиональный опыт и т.д.) [5, 9].

В психологии и педагогике термин «опыт» употребляется с прилагательными, которые подчёркивают его уникальность: личностный, жизненный, ментальный. Множественность таких прилагательных определяется стремлением подчеркнуть различные аспекты и источники приобретения этого опыта [7, 329].

В зависимости от исследовательской проблемы опыт называют личностным, индивидуальным или субъектным. В любом случае это собственный опыт, опыт конкретного человека, в котором отражена описательная сторона «Я-концепции». Этот опыт также называется жизненным, поскольку является результатом жизнедеятельности самого субъекта и отражает опыт решения задач освоенных им видов деятельности. Нам представляется особо интересным субъектный опыт как совокупность опыта образовательной деятельности, опыта профессиональной деятельности, опыта других освоенных видов деятельности и др.

Как субъект педагогической деятельности, учитель не просто передает знания и умения обучающимся, а, опираясь на личностную рефлексию, оценивает результаты и профессионального, и личностного самоизменения, становится в позицию  активной коррекции того или другого. Педагог, являясь субъектом деятельности, смотрит на обучающегося как на равного партнера (он признает его неповторимость, уникальность своих отношений с ним), что дает ему возможность лучше понять себя, собственную уникальность. Учитель оказывается способным принимать решения, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности  [6, 7].

В теории деятельности категория субъекта соотносима с категорией деятельности. Согласно структурной модели деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность соотносится с мотивом, действие – с целью, операция – с условием [1, 79]. В соответствии с этой моделью субъект – это носитель мотива деятельности, а также носитель способа осуществления этой деятельности. Субъект – это человек, выступающий как автор деятельности, обладающий замыслом и средствами реализации деятельности, заинтересованный в её результатах и несущий за них ответственность,  как пристрастный сценарист своих действий, режиссёр, которому присущи определённые предпочтения, мировоззренческие позиции и целеустремлённость преобразователя.

По мнению И.С. Якиманской, субъект проявляет себя в избирательности к познанию мира, устойчивости этой избирательности, способах проработки информации, эмоционально-личностном отношении к объектам познания [8, 69]. И.С. Якиманская называет субъектным опытом индивидуальный опыт, носителем которого является каждый человек. Его принято характеризовать как личный, собственный, прошлый, житейский. Cубъектный опыт как результат взаимодействия с окружающим миром находит своё отражение в представлениях, понятиях, правилах выполнения действий.  Термин «субъектный опыт» подчёркивает принадлежность этого опыта конкретному человеку как носителю собственной биографии. И.С. Якиманская связывает субъектный опыт с индивидуальным аспектом и выделяет в содержании субъектного опыта следующие компоненты: 1) предметы познания и деятельности, представления, понятия; 2) операции, приёмы, правила выполнения умственных и практических действий; 3) эмоциональные коды (личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы.

А.К. Осницкий трактует субъектный опыт с точки зрения его направленности на социальный аспект и выделяет в его структуре пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: 1) ценностный опыт, связанный с формированием интересов, нравственных критериев, норм и предпочтений, идеалов, убеждений; 2) опыт рефлексии, связанный с соотнесением человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в окружающем мире и самом себе с требованиями о выполняемой деятельности, а также с анализом своих действий с точки зрения их обоснованности и успешности; 3) опыт привычной активизации, связанный с ориентацией в собственных возможностях (определённые условия работы, определённые усилия и определённый уровень достижения успеха); 4) операциональный опыт, связанный с конкретными умениями, чётко сформированными способами действий; опыт сотрудничества, связанный с объединением усилий, совместным решением задач [3,98].  

Формирование и развитие субъектного опыта в основном осуществляется на  трех уровнях: активности личности;  функционирования отдельных его подсистем; проявления личностью свойств более широкой социальной общности, к которой он принадлежит.

Исходя из того, что субъектный опыт представляет собой совокупность взаимосвязанных актов целенаправленной активности человека, складывающейся из освоенных им видов деятельности, общения и поведения, а с другой стороны, под субъектным опытом учителя мы понимаем изначально индивидуально присущую ему организацию умственной и практической деятельности, имеющую определенные источники, содержание, структуру и функции.

Субъектный опыт учителя как часть его жизненного опыта включает в себя индивидуальные смыслы, индивидуальные познавательные стратегии и собственные новообразования [2, 81].

Обобщение исследований в области субъектного опыта позволяет предположить, что субъектный опыт учителя не может быть передан в предметно-знаниевой форме, поскольку изначально носит деятельностный, процессуальный, личностный характер. Субъектный опыт - продукт индивидуальной деятельности учителя, складывающийся как результат собственных достижений, разрешения проблем и, особенно, ошибок. Внешние указания и советы имеют значительно меньше шансов «встроиться» в структуру опыта.

Очевидно, что нет и не может быть какой-либо единственно правильной структуры субъектного опыта учителя, способов его организации, определенного набора ситуаций, которые будут способствовать актуализации этого опыта. Все параметры субъектного опыта определяются тем, насколько они отвечают индивидуальным психологическим характеристикам личности. Поэтому главной чертой субъектного опыта учителя является его личностная принадлежность, индивидуализированность.

Субъектный опыт учителя как процесс характеризуется единством формы и содержания: включение в него новых элементов ведет к перестройке уже имеющихся элементов опыта, а также его переструктурированию в целом. Это явление не имеет признаков определенного совершенного состояния, на котором происходит остановка, он непрерывен и бесконечен на протяжении всей педагогической деятельности. Следовательно, процесс развития субъектного опыта учителя рассматривается как преобразование его функциональных состояний, переход от одного состояния к другому. В этом процессе можно выделить стадии формирования, становления и дальнейшего совершенствования, способствующие профессиональному развитию учителя.

На стадии формирования в традиционных устоявшихся структурах опыта появляются отдельные новообразования, неустойчивые, бессистемные, необходимость которых еще не определена. Если в течение промежутка времени они показывают свою эффективность для решения возникающих задач, эти новообразования встраиваются в структуры опыта, активно используются и отшлифовываются. Внешние требования придают новым элементам субъектного опыта соответствующую форму, благодаря которой они срабатывают все эффективней и способствуют переходу субъектного опыта в стадию становления, а затем и совершенствования.

Бесспорно, что динамика субъектного опыта учителя, как и любой другой личности, обусловливается множеством объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. В качестве объективных факторов выступают условия, в которые включена личность педагога, независимо от его собственных желаний и предпочтений. Субъективными являются собственные усилия личности учителя, направленные на осмысление, характеристику и оценку взаимодействия с педагогическими системами. К внутренним факторам относятся переживания, чувства и эмоции, интуиция, познавательные ресурсы. К внешним - взаимодействие с другими людьми в условиях различных видов деятельности, в том числе специально организованных, таких как обучение и воспитание. Ведущими факторами в процессе формирования субъектного опыта учителя являются его осознанное управление этим опытом, с одной стороны, и собственно практическая деятельность, с другой стороны. Субъектный опыт учителя имеет определенное содержание, обусловленное его функциями: 1) обеспечение саморазвития индивидуальности; 2) обеспечение согласования с социокультурными требованиями общества; 3) достижение индивидуального и общего прогресса.

Необходимо отметить, что все процессы, связанные с изменениями в содержании субъектного опыта учителя, глубоко специфичны и обусловлены особенностями профессиональной педагогической деятельности. Специфика субъектного опыта определяется его типами: познавательным, коммуникативным  и созидательным (творческим) [4, 28].

Познавательный субъектный опыт (ПСО) - отражает ступени постижения субъектом закономерностей окружающей действительности. Его характеризует мировоззренческая компетентность, основой которой являются образы, модели и понятия «концептуальной системы» окружающего мира, выстраиваемой субъектом в процессе его жизнедеятельности.

Коммуникативный субъектный опыт (КСО) является показателем степени взаимопонимания и согласованности системы ценностных ориентаций субъекта с социальным окружением, в целом, и в конкретной ситуации общения, в частности. Данный опыт характеризуется компетентностью в общении, субъект-субъектными отношениями, представляющими систему и отражающими специфику межличностных связей.

Созидательный (творческий) субъектный опыт (ССО) - характеризуется особой направленностью cyбъекта на самоактуализацию, отраженную в стремлении выразить собственное отношение к предметам и явлениям действительности, к ситуации, полно и ярко проявить себя.

Каждый из перечисленных типов субъектного опыта может быть ведущим в разное время и в разных ситуациях. Важным становится отметить осознанность применения типов опыта, так как к этому побуждают ситуация и деятельность, которую она предполагает.

Субъектный опыт учителя, в этой связи,  выступает как педагогическая категория и представляет собой  результат его профессионального развития, позволяющий  строить самостоятельную и нормативную деятельность, взаимодействовать с  окружающим социумом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – М., 1977.

2.    Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов [Текст] / ред. Сост. Н.Б. Крылова. – М.: Российский фонд фундаментальных исследований, Институт педагогических инноваций, РАО, 1995.

3.     Осницкий,  А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А.К. Осницкий. – Нальчик, 1986.

4.    Рыжухина, И. Ю.Использование субъектного опыта учащихся при проектировании индивидуальных образовательных программ: Дисс. На соис.уч.ст.канд.пед.наук. – М., 2000.

5.    Саврасова, А.Н. Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в процессе педагогической практики // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2006. – Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/ savrasova_an_akd. pdf  ).

6.    Сластенин, В. А. Высшее педагогическое образование в России на путях реформирования // Сборник: Педагогика как наука и как учебный предмет: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (26-28 сентября 2000 г.) – Режим доступа: http://www.oim.ru/ reader@whichpage=74&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer= 98.asp).

7.    Шереметьева,  О.В. Преобразование субъектного опыта студентов как методическая задача подготовки будущих учителей начальных классов. – Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/sheremeteva_О.В.Шереметьева).

8.    Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. –
(Б-ка журн. «Директор школы»; Вып. 2).

Категория: Мои файлы | Добавил: desh
Просмотров: 2560 | Загрузок: 80 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: